ВАЗ-2101 «Жигули» из раннего выпуска в Музее АО «АвтоВАЗ»
Фото: Денис Орлов
ВАЗ-2101 «Жигули» из раннего выпуска в Музее АО «АвтоВАЗ»

Аристотель Фиораванти возвел московский Кремль, Джузеппе Гарибальди вселил в помещичьи головы сумасбродные идеи, Джина Лоллобриджида и Орнелла Мути надолго поселились в эротических грезах всего мужского населения Союза. А итальянский концерн FIAT одарил нас народной малолитражкой.

И как об этом не снимут кино? За отношения с Советским Союзом глава итальянского нефтегазового гиганта Eni Энрико Маттеи поплатился жизнью. Кто, кроме него — узнаем не скоро. 

К западным технологиям, на западные рынки СССР рвался жадно. Неудержимо, как в последний бой. Это сегодня миллиарды не производят ни на кого впечатления, а для конца 1960-х заработанные итальянцами 322 млн долларов — сумма ощутимая. Всего же возведение нового автомобильного завода обошлось Советскому Союзу в 887 миллионов тогдашних долларов.

Умер Тольятти — Непреклонный Брежнев — Москвичам хотелось Рено

Город, где предстояло вырасти крупнейшему в Европе автозаводу, подбирали долго. Сошлись на Ставрополе-на-Волге. Как вдруг в цэковском санатории умирает вождь итальянских коммунистов Пальмиро Тольятти. И город переименовывают в его честь. Словом, с самого начала во главе угла стояла политика.

Фактический владелец концерна FIAT адвокат Джованни Аньелли (в центре) во время посещения Волжского автозавода. По правую руку от него куратор проекта Винченцо Буффа, директор ВАЗа Виктор Поляков и генеральный директор концерна FIAT Гауденцио Боно, 17–18 июня 1970 года 
Фото: архив АО «АвтоВАЗ»
Фактический владелец концерна FIAT адвокат Джованни Аньелли (в центре) во время посещения Волжского автозавода. По правую руку от него куратор проекта Винченцо Буффа, директор ВАЗа Виктор Поляков и генеральный директор концерна FIAT Гауденцио Боно, 17–18 июня 1970 года 

«Занимайтесь автомобилями, а мы будем заниматься политикой!» — заявил Леонид Ильич Брежнев московским инженерам. Москвичи, по обыкновению, долго нудели: лучше бы выбрали Renault 16! Передний привод, кузов модного фасона, эстетика… В топку такую эстетику! И такой привод! 

Сколько тысяч раз потом на раскисших, обледенелых, каменистых и песчаных далях необъятной страны рядовой советский автолюбитель благодарил создателей за задний ведущий мост, за отделенный от салона багажник, за заводную ручку, наконец, известную в народе как «кривой стартер». Не было такой у Renault. Сядет в степи аккумулятор — и пропал!

Спонтанный дизайн — День машиностроителя — Русский индекс

Четвертого мая 1966 года в Турине министром автомобильной промышленности СССР Тарасовым и президентом FIAT профессором Валлеттой подписан первый договор — о научно-техническом сотрудничестве. Наш выбор пал на Fiat-124. Чуть позже в Европе его признают «Автомобилем 1967 года». Что интересно, к этому автомобилю не прикасалась рука дизайнера! Можно сказать, его облик сложился спонтанно. Просто однажды инженеры-кузовщики завода в Турине решили прикинуть, как и что изменить в кузове, чтобы не иметь потом головной боли при производстве.

Крупнейший в Европе автомобильный завод под одной крышей вышел на полную производственную мощность 5 октября 1974 года. Производство на ВАЗе не серийное, а массовое — весь процесс разбит на простые операции и выполняется в едином ритме
Фото: архив АО «АвтоВАЗ»
Крупнейший в Европе автомобильный завод под одной крышей вышел на полную производственную мощность 5 октября 1974 года. Производство на ВАЗе не серийное, а массовое — весь процесс разбит на простые операции и выполняется в едином ритме

15 августа 1966 года в Кремле было заключено генеральное соглашение с концерном FIAT о сотрудничестве в области разработки конструкции автомобиля, проекта завода и его строительстве в СССР. По этому соглашению мы получали не один, а сразу три модели: «Автомобиль №1» (будущий ВАЗ-2101), «Автомобиль №2» (будущий ВАЗ-2103) и универсал Fiat-124 Familiare, выторгованный нашими хитрецами как модификация к «Автомобилю №1». Думаю, неслучайно в тот же день указом Президиума Верховного Совета СССР будет учреждег профессиональный праздник — День машиностроителя (отмечается в последнее воскресенье сентября).

А «фиаты» уже наматывали на кардан первые мили дорог Дмитровского автополигона. Наших условий нежные итальянские la macchina не выдерживали. Согласно договору, все изменения в конструкцию вносились итальянской стороной. Мы только указывали, что и куда вносить. Свыше восьмисот улучшений! Итальянцы упирались, плакали — но потом даже присвоили усовершенствованной модели отдельный индекс Fiat-124R. В смысле, «Русский». И перенесли многие решения на собственные модели.

Казус Мариэтты Шагинян — Экспортный «жиголо» — «Кометы» в нагрузку 

В любом крупном деле не обходится без казусов. Сегодня о них вспоминается с улыбкой. Знаменитая поэтесса и летописательница Ленина Мариэтта Шагинян сорвала всеобщую стачку в Италии, опубликовав в январе 1967 года в «Известиях» свои восторженные очерки «Три дня на ФИАТе». Генеральный директор Fiat Витторио Валлетта зачитал бастующим рабочим выдержки из советской газеты, и те, вдохновленные, вернулись к конвейеру.

Волжская «Мадонна».
Фото: Станислав Казаков / архив АО «АвтоВАЗ»
Волжская «Мадонна».

Главного конструктора будущего автозавода Владимира Сергеевича Соловьева в 1969 году объявили в Италии «персоной нон грата» за интервью газете La Stampa, где он имел неосторожность утверждать, что советские инженеры полностью переделали Fiat-124.

Вовремя спохватились назвать автозавод Волжским, а не Тольяттинским: ВАЗ, а не ТАЗ. Кому приятно ездить на «тазах»? Но когда по предложению вазовского конструктора Алексея Черного будущий автомобиль нарекли в честь горного массива «Жигулями», началась паника во внешнеторговом объединении «Автоэкспорт»: gigolo — на всех европейских языках жиголо! Копнули варианты названий — зря, что ли, конкурс объявляли? А там еще хлеще! ВИЛ-100 — в смысле, «100 лет Владимиру Ильичу Ленину». «Десина», то есть «детище советского и итальянского народов». ПаТо — «Пальмиро Тольятти». Ну и далее по списку: «Волжанин», «Гений», «Дружба», «Ильич», «Мечта», «Россита», «Совиталь», «Сотая весна» и даже, почему-то, «Татарин». Ленин, что ли, татарином был? И где-то посреди этого бескрайнего словесного бреда затерялось простое и такое выразительное — «Лада».

Lada-1200, Lada-1200 Estate и Lada-1500S 
Фото: из личного архива автора
Lada-1200, Lada-1200 Estate и Lada-1500S 

Наши «фиаты», ВАЗ-2101, сошли с конвейера в Тольятти 19 апреля 1970 года. А весной 1971-го первая очередь завода, 220 тысяч машин ежегодно, заработала уже в полную силу. В дальнейшем мы поднимем проектную мощность предприятия с 600 тысяч до 660 тысяч в год, то есть на 10%.

«Сделка века», «стройка века», «проект века». СССР заполучил целое семейство прекрасных автомобилей, доступ к самым передовым (в том числе и запрещенным американским) технологиям, прорвался на западные рынки. По условиям соглашения FIAT еще и обязался в течение пяти лет закупать в СССР промышленные товары, в частности, пассажирские суда на подводных крыльях. На средиземноморские маршруты в начале 1970-х вышли наши «Кометы» и «Метеоры». 

Прозорливый Вашингтон — Конфликт с системой — Январский техосмотр

А вот чего на Старой площади не учли, так это разлагающего действия личного автомобиля на морально-идеологические устои социалистического общества. Зато это предвидели в Вашингтоне, когда закрыли глаза на откровенное нарушение итальянцами КОКОМ (Координационный комитет по экспортному контролю — организация, созданная на Западе, чтобы контролировать экспорт в СССР). Президент концерна FIAT профессор Валлетта летал к президенту США Линдону Б. Джонсону — упрашивал, доказывал, что контракт с СССР нацелен лишь на «улучшение стандартов жизни советского населения». Американцы взвесили — и разрешили экспорт технологий.

Фото: Станислав Казаков / архив АО «АвтоВАЗ»

Ну, а дальше… Сознание сотен тысяч советских людей ВАЗ повернул вспять сильнее «Голоса Америки» и самиздата. Как росток пробивается через трещинку в асфальте, так и сквозь набившие оскомину догмы проросли побеги деловых отношений: ты — мне, я — тебе. Потому что мало было приобрести «Жигули». Предстояло доставать дефицитные запчасти, обслуживать, заправлять. Граждане вступали в конфликт с неповоротливой социалистической системой. Чтобы через 20 лет доконать ее.

Что добавить? Были и у меня «Жигули». Еще с итальянскими клеймами на деталях. Первая машина. Изрядно потрепанную, купил ее у знакомой, не торгуясь. Ох, опыт, сын ошибок трудных! На ней я последовательно: сдавая задом, врубился в соседский гараж; первый раз в жизни превысил 120 км/ч (за что был оштрафован обалдевшими от такой наглости гаишниками); улетел зимой с трассы в кювет. Удивительно, но все без особых последствий. Отдельный цирк, как проходил на ней ежегодный техосмотр — по последней цифре номерного знака его срок выпадал на самый мерзкий месяц, январь. Впрочем, об этом расскажу как-нибудь в другой раз…

Автор: Денис Орлов